Главная / Статьи / Офтальмология

24 июля 2017

Лечение катаркты

Глаз человека состоит из множества структур, которые в синергии обеспечивают важную функцию — зрение. Заболевания и дисфункции работы оптической системы глаза привносят значительный дискомфорт в жизнь человека. Одним из заболеваний оптической системы глаза является катаракта.

Определение катаракты

Оптическая система глазного яблока включает в себя такие преломляющие среды, как стекловидное тело, роговица, хрусталик и влага передней камеры. Катаракта — это заболевание одного из элементов оптической системы глаза, а именно — хрусталика. Эта структура мутнеет, вследствие чего человек частично или полностью теряет зрение.

Какие причины развития заболевания?

На сегодня существует множество теорий возникновения катаракты, но ни одна из них не может полностью раскрыть причины возникновения этого расстройства зрения. Основными причинами считаются:

1. Возрастная дегенерация хрусталика. Развитие возрастной инволюции ученые связывают с недостаточностью питания этой структуры, а также снижением ее эластичности. С возрастом изменяется состав влаги передней камеры глаза, из-за чего хрусталик получает меньше жидкости, что уже снижает его эластичность. Также с возрастом снижаются регенераторные процессы, уменьшается количество антиоксидантов, которые препятствуют денатурации белка хрусталика.
  2. Тяжелые общесоматические заболевания. Нередко катаракта возникает, как следствие запущенной формы сахарного диабета. В группу риска развития заболевания хрусталика можно отнести людей, которые перенесли тяжелые инфекции, болеют синдромом Дауна и кожными болезнями.
  3. Травматические повреждения глаза. Воздействие химических, физических факторов, проведение радикальных оперативных вмешательств отражается на состоянии хрусталика, из-за чего может развиться катаракта.
  4. Наследственность. Генетика играет немаловажную роль в развитии этой патологии. Ученые подтвердили, что у детей, родственники которых имеют катаракту, есть риск возникновения этого заболевания на фоне общего благополучия.
  5. Катаракта новорожденных. Эта патология является результатом токсического воздействия на плод в период беременности — приема лекарств, алкоголя, курения, инфекционных заболеваний. У новорожденных это заболевание может быть следствием общесоматической патологии.

Классификация заболевания

В офтальмологической практике катаракту разделяют на врожденную и приобретенную. Врожденные ограничены по размерам, не развиваются с течением времени. Приобретенная катаракта постепенно прогрессирует со временем, что проявляется частичной или полной утратой зрения. В развитии катаракты выделяют следующие стадии:

• начальная — между волокнами хрусталика постепенно скапливается жидкость (образование «водяных щелей»), зоны помутнения формируются вне оптической зоны, поэтому нарушения остроты зрения не наблюдается;
  • незрелая — участки помутнения прогрессируют, вследствие чего затрагивается центральная часть оптической зоны хрусталика, и из-за этого наблюдается существенное понижение остроты зрения;
  • зрелая — полное помутнение структуры, острота зрения составляет 0,1-0,2 единицы;
  • перезрелая — начинается распад хрусталика, что может вызвать осложнение в виде глаукомы.

Клиническая картина

В зависимости от стадии развития заболевания будут варьироваться симптоматика и жалобы пациента. Основная жалоба — частичная или полная утрата зрения. Предвестниками развития катаракты являются диплопия (двоение в глазах), снижение четкости зрения (все видится как в тумане). Люди начинают видеть предметы в желтоватых тонах. Также пациент предъявляет жалобы на затруднение в работе с мелкими предметами, при письме и чтении.

Для катаракты характерно повышение чувствительности к свету. Клиническая картина катаракты часто напоминает развитие близорукости. Однако при катаракте повысить остроту зрения и улучшить работу глазного яблока невозможно при помощи очков, вне зависимости от преломляющей способности последних. При запущенных формах зрение утрачивается человеком полностью, остается только световосприятие.

Диагностика и лечение

Для постановки диагноза необходимо большое количество стандартных и дополнительных методов обследования. Исходя из жалоб и анамнеза пациента, офтальмолог проводит инструментальное обследование оптической системы глаза: периметрию, офтальмоскопию, визометрию, тест на цветоопределение, тонометрию. В случае неясности картины назначаются дополнительные методы обследования — офтальмометрия, УЗД, рефрактометрия и другие.

Лечение катаракты в начальной стадии сугубо консервативное и заключается в инстилляции глазных капель. Для запущенных форм патологии лечение должно быть радикальным. Оперативное вмешательство сегодня проводится во всех офтальмологических клиниках, цель вмешательства — замена хрусталика на интраокулярную линзу. Современные методы операции позволили сделать вмешательство малоинвазивным, то есть затрагивается минимальное количество структур.

Одной из последних разработок в лечении катаракты является применение лазерной технологии. Фемтосекундные лазеры нашли свое применение в офтальмологии благодаря тому, что позволяют формировать сверхкороткие импульсы, что и делает вмешательство малоинвазивным. Воздействием лазера врачи добиваются формирования доступа к поврежденному хрусталику и его превращения в эмульсию для удаления. В отличие от скальпеля, лазер позволяет сделать вмешательство максимально точным, снизить до нуля возможность разгерметизации камеры глаза. Также благодаря лазеру сокращается время проведения операции, повышается безопасность пациента. А реабилитационный период после проведения радикального вмешательства становится гораздо короче и больше не приносит пациенту особых хлопот.

Если вы чувствуете напряженность глаз, быстрое снижение остроты зрения — немедленно обращайтесь к специалисту-офтальмологу. Самолечение может привести к плачевным последствиям.

Материал для статьи предоставлен специалистами офтальмологической клиники "Эксимер".
Записаться на консультацию к специалисту можно на сайте офтальмологической клиники excimer.ua