Главная / Статьи / Аллергология, иммунология

14 декабря 2017

ВИЧ инфекция

ВИЧ инфекцию относят к категории медленных инфекций.

Начало изучения медленных болезней положил Сигурдсон (Sigurdsson), который в 1954 году впервые описал в Исландии массовые заболевания среди овец, обнаружив их общие признаки, которые были суммированы в следующие:

• Длительный скрытый период болезни (месяцы и годы).
  • Медленное развитие симптомов болезни, имеющих неуклонно прогрессирующий характер, заканчивающихся, как правило, смертью.
  • Необычность поражения органов и тканей с преимущественным поражением одной тканевой системы.

Основываясь на этих признаках, Сигурдсон предложил называть их медленными инфекциями. Позже, в 1957 году на острове Новая Гвинея было описано новое заболевание - куру (мозжечковая атаксия) у коренных жителей-каннибалов и в ближайшие годы была доказана инфекционная природа болезни.

В конце 60-х начале 70-х годов была открыта вирусная природа подострого склерозирующего энцефалита. Возбудителем этого смертельного заболевания оказался дефектный вирус кори.

В 1970-80-х годах были опубликованы монографии Тимакова и Зуева Медленные вирусные инфекции человека и животных, в которой выделены вирусы-возбудители, способные вызвать медленные инфекции и в их числе впервые охарактеризованы возбудители подострых трансмиссивных губкообразных энцефалопатии человека и животных (ПТГЭ) ~ куру, болезни Крейтцфельда-Якоба, креппи, трансмиссивной энцефалопатии норок и др. (таблица I). Эти данные позднее были суммированы в монографии Прионные болезни (Зуев А.В. и соавт, 1999).

Прионные болезни выделяются из группы медленных инфекций в особую подгруппу. Их возбудители неспособны вызвать острую форму инфекционного процесса.

Прион - белковая инфекционная частица, процесс накопления которой обусловлен взаимодействием с клеточным белком (Зуев А.А. и соавт., 1999)

Патогенез ВИЧ-инфекции

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ инфекция) относится к семейству ретровирусов (Retroviridae). Вирусная частица представляет собой ядро, окруженное оболочкой. Ядро содержит РНК и ферменты—обратнуютранскриптазу (ревергазу), интегразу, протеазу. При попадании ВИЧ-инфекции в клетку, РНК под воздействием ревертазы превращается в ДНК, которая встраивается в ДНК клетки-хозяина, продуцируя новые вирусные частицы — копии РНК вируса, оставаясь в клетке пожизненно. Ядро окружено оболочкой, в составе которой имеется белок — гликопротеид 20, обусловливающий прикрепление вируса к клеткам организма человека, имеющим рецептор — белок CD4.

В настоящее время известны 2 типа вируса иммунодефицита человека, имеющие некоторые антигенные различия — ВИЧ-1 и ВИЧ-2, последний встречается преимущественно в Западной Африке.

Как и все ретровирусы, ВИЧ-инфекции характеризуется высокой изменчивостью. Считают, что в организме человека по мере прогрессирования инфекции от бессимптомной до манифестной происходит эволюция вируса от менее вирулентного к более вирулентному варианту.

ВИЧ-инфекции нестойки во внешней среде. Они практически полностью инактивируются прогреванием при температуре 56°С в течение 30 мин (для гарантии безопасности препаратов крови их обрабатывают при 56..,60° С в течение 3-5 ч., а иногда и дольше). Вирус очень быстро погибает при кипячении (через 1-3 мин.), при резком изменении реакции среды (рН ниже 0,1 и выше 13), а также под воздействием дезинфицирующих веществ в концентрациях, обычно используемых в лабораторной практике (3% раствор перекиси водорода, 5% раствор лизола, 0,2% раствор натрия гипохлорита, 1% раствор глутарового альдегида, 70% этиловый спирт, эфир, ацетон и т.д.). ВИЧ в то же время весьма устойчив к ультрафиолетовым лучам и ионизирующей радиации.

Однако, допускают, что вирус может сохраняться в высушенном состоянии в течение нескольких часов и даже дней, но только в жидкостях, содержащих ВИЧ-инфекцию в высоких концентрациях: в крови и сперме. В крови, предназначенной для переливания, вирус переживает годы, в замороженной сперме сохраняется несколько месяцев. Низкая концентрация ВИЧ-инфекции в других биологических жидкостях определяет его быструю инактивацию.

ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЬТЕ ВАШЕ МНЕНИЕ О СТАТЬЕ В КОММЕНТАРИЯХ