Материалы медицинских конференций

Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VΙΙ Российская онкологическая конференция

Комплексное лечение доброкачественных опухолей костей

А.В. Балберкин. ГУН ЦНИИТО им. Н.Н. Приорова МЗ РФ, Москва

Доброкачественные опухоли составляют до 50% случаев у больных с опухолями и опухолеподобными поражениями костей скелета. Как правило, доброкачественные опухоли костей клинически протекают относительно благоприятно и часто бывают случайной находкой при рентгенологическом обследовании. Клиническая картина доброкачественного процесса зависит от нозологической формы процесса, что влияет на тактику лечения.

Диагностика указанных выше заболеваний, как правило, не вызывает трудностей. Некоторые формы заболеваний (такие как остеоид-остеома, хондроматоз костей, экзостозная хондродисплазия) имеют характерные клинико-рентгенологические признаки, которых бывает достаточно для установления точного диагноза. При наличии у больного рентгенологических признаков очагов деструкции костей показано проведение клинического обследования больного, включающего:

1) биохимическое исследование крови, мочи, что важно для исключения или подтверждения гиперпаратиреоидной остеодистрофии, миеломной болезни и т.д.;

2) пункционную трепанобиопсию или открытую биопсию;

3) КТ, МРТ и, в некоторых случаях УЗИ.

Для оценки кровообращения в области очага литической деструкции, что в некоторых случаях решает вопросы диагностики, проводится ангиографическое исследование (костная аневризмальная киста, гигантоклеточная опухоль). На основании совокупности полученных при обследовании данных решается вопрос о тактике лечения, в том числе и хирургического.

Показаниями для оперативного лечения при таких заболеваниях как экзостозная хондродисплазия, хондроматоз костей являются:

1) быстрый рост патологического образования;

2) нарушение функции конечности;

3) сдавление органов, сосудисто-нервных образований;

4) признаки озлокачествления доброкачественного образования.

У больных с костными кистами тактика оперативного лечения зависит от многих факторов:

1) быстрый рост очага;

2) болевой синдром;

3) патологический перелом;

4) нарушение функции.

Все эти признаки являются показаниями к оперативному лечению. При наличии значительных по размерам очагов кисты, сложной локализации процесса мы проводим комплексное лечение, включающее и малоинвазивные методы лечения. В этих случаях, наряду с лечебными пункциями, мы используем артериографию с эмболизацией патологического очага. Лечебные манипуляции проводятся на фоне базовой терапии метаболитами витамина Д, бисфосфонатами, препаратами кальция. Отмечаются положительные результаты такого лечения (склероз стенок кисты, признаки регенерации кисты, уменьшение болевого синдрома и т.д.).

В основном, лечение доброкачественных образований костей скелета сводится к хирургическому вмешательству. Как правило, для проведения радикального оперативного лечения доброкачественных опухолей и опухолеподобных заболеваний костей скелета производится краевая резекция костей вместе с патологической тканью. При проведении оперативных вмешательств при локализации образований в области метаэпифизов производится так называемая околосуставная резекция, которая является разновидностью краевой резекции. При удалении костно-хрящевого экзостоза (КХЭ) вместе с основанием в большинстве случаев не требуется замещения дефекта резецируемой кости. Следует помнить, что при удалении КХЭ нельзя нарушать хрящевую шапочку. В противном случае возможен рецидив или озлокачествление экзостоза со всеми вытекающими негативными последствиями.

Мы замещаем пострезекционный краевой дефект после удаления гнезда остеоид-остеомы. При расширенных краевых резекциях с удалением больших по объему опухолевых масс возникающий пострезекционный дефект замещается различными имплантатами.

У больных с энхондромами трубчатых костей кисти и стопы пострезекционный дефект замещаем отсеоматриксом или гидроксиапатитом с хорошим функциональным и ортопедическим результатом.

При проведении краевой резекции по поводу гигантоклеточных опухолей считаем обязательной проведение электрокоагуляции стенок образовавшегося дефекта или обработку пламенем аргона, что существенно снижает вероятность продолженного роста опухоли или рецидива. После коагуляции производится пластика дефекта выбранным способом.

В запущенных случаях или при агрессивном течении доброкачественного процесса в костях возникает необходимость произведения резекции суставного конца длинной кости. Ранее в таких случаях проводились операции резекции суставного конца. Нижняя треть бедра - 40 случаев, верхняя треть бедра - 12 случаев, из них в 92% случаев - у больных с гигантоклеточной опухолью; верхняя треть плеча — 13 случаев, из них 11 - с гигантоклеточной опухолью.

Ранее в ЦИТО профессором С.Т. Зацепиным были разработаны операции, при которых пострезекционный дефект костей замещался аналогичным по форме аллотрансплантатом. Наиболее удачные результаты как в ортопедическом, так и в онкологическом планах были получены при операциях по замещению суставных концов большеберцовых костей. В некоторых случаях при операциях сохранялись мениски (54 случая с гигантоклеточной опухолью).

Далее и в настоящем исследовании мы использовали и используем при разрушении суставных концов эндопротезы различных конструкций с хорошими и удовлетворительными результатами. Таких операций было выполнено: верхняя треть плеча - 28, верхняя треть бедра - 79, нижняя треть бедра - 39, верхняя треть большеберцовой кости - 30.