салон косметологии Эпил Сити
Популярные врачи

Материалы медицинских конференций

Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»

Тревожность школьников и нарушения щитовидной железы

Е.В. Вербицкий, И.А. Топчий, В.А. Попова НИИ нейрокибернетики им. А.Б. Когана Ростовского Университета, НИИ акушерства и педиатрии, Ростов-на-Дону, Россия

Тревожность, направленная на снижение неопределенности, за­т­ра­ги­ва­­ет пси­хо­ло­ги­чес­кий, сомато-висцеральный и не­йро-эн­до­­кринный уровни. Напряженность по­с­лед­­него уровня у под­ро­с­т­ков пубертатного периода, в свою очередь, провоцирует по­вы­шение си­ту­а­тив­ных ком­по­нентов тре­­вожности. Особенно это касается тех школьников, у которых де­ятельность щитовидной же­лезы на­рушена. В на­чальные стадии развития ти­реоидных ди­сфункций, в частности эутиреоидного увеличения щи­то­вид­­ной железы, ко­г­да ко­ле­ба­ния уровня тиреоидных гор­мо­нов еще не вы­ходят за пределы нормы, наблюдаются изменениями со стороны нер­вной системы (Филатова Е.Г., Ка­зан­це­ва И.А., 1994). В соответствии с этим, целью настоящей работы являлось изучение психо­фи­зи­о­ло­ги­­­ческих­ проявлений тревожности подростков с нарушениями щитовидной же­ле­зы.

Методика. Проведено обследование 210 детей обоего пола 8-15 лет, включающих пре­пубертат, ранний и поздний пубертат по Tanner J. (1962), без тиреоидной па­тологии, с пер­­вичным эутиреоидным увеличением щитовидной же­ле­­зы (эутиреоз I - II степени), а так­­же с гипотиреозом и гипертиреоидным состоянием (тиреотоксикоз). Контроль состояния щитовидной железы производился по результатам пальпи­ро­ва­ния (клас­си­фикация ВОЗ, 1994), стандартных ла­бо­ра­тор­ных тестов Т3, Т4, ТТГ в плазме кро­ви, а также по данным УЗИ. Психологическое тестирование ситуативного компонента тревожности осуществ­ля­ло­сь с помощью шкалы ситуативной тревожности теста Спилбергера-Ханина (в старших клас­сах), 8-цветового теста Люшера (с вычислением показателей напряжения и тревож­но­с­ти), адап­ти­ро­ван­ным для детского и подросткового возраста тестам Тейлор, Прихожан. По­мимо этого оценивание ситуативного компонента тревожности производилось по фактору Q4 (фрустрация) теста Кеттелла. По другим шкалам детского и подросткового ва­риантов этого теста осуществлялось тестирование личностных компонентов тре­вож­но­с­ти (О): эмоциональной чувствительности (I), эмоциональной устойчивости (С). В качестве показателей состояния вегетативной нервной системы оценивалась ха­ра­к­те­ристики контактной температуры кож­ных проекций до­лей щитовидной железы с по­мощью портативного прибора (точность измерения 0.05°С). Измерялись показатели: аб­со­лют­ной температуры (t°абс), отно­си­тельной температуры (t°отн) по сравнению с темпе­ра­ту­рой точки «ди-хэ» в под­бород­очной ямке, а также температурной симметрии (t°сим). По­мимо этого регистрировались систолическое и диастолическое артериальное давление (АД), ЭКГ во II стандартном отведении и пнев­мограмма.

Оценка стресс-реактивности вегетативной нервной системы осуществлялась по­с­ред­­­­ством фун­к­ци­о­на­льных проб (ФП) с индивидуально-обусловленными изменениями ды­­­­хательного ритма, «на­вя­зы­вание» которого производилось с помощью паттернов, пред­ъ­­яв­ляемых испытуемому на экране ком­пью­тера после опре­де­ле­ния харак­теристик сво­й­ст­вен­ного ему рит­­ма дыхания (Попова В.А. и др., 1999).

Исследование состояния и реактивности центральной нервной системы производилось по­средством регистрации вызванных потенциалов (ВП) в отве­де­ниях С3 и С4 на акус­ти­чес­кие стимулы (частота 2 кГц, 10 мс, 1/с, 60 дБ над по­рогом) с оценкой латентных пе­риодов компо­нентов N1 (90-100 мс), P2 (180-220 мс), N2 (220-280 мс) и амплитуд межпиковых ком­п­лек­сов N1P2 и P2N2, а также путем анализа их габитуации (привыкания) на серии пос­ле­до­ва­те­ль­ных стимулов (до 150 раздражений). Путем двухступенчатой аппроксимации данных габитуации уравнениями линейной регрессии, выделялись две ее стадии, отражающих пре­об­ла­дание влияний таламического и ретикулярного звеньев нес­пе­ци­фи­ческих регуляторных сис­тем мозга. Харак­те­­ристиками габитуации служили угловые коэф­фи­циен­ты уравнений ли­­нейной регрессии (динамика габитуации) и величина свободного чле­на уравнения рег­рес­сии (средний уровень габитуации). Кроме того, проводилось выборочное обследо­ва­ние по­ка­за­телей сна анкетным и объективным (носимый прибор МЕЗАМ-4) методами. Сравнение средних величин про­из­водилось по Т-кри­терию Стьюдента, а пока­за­те­лей дисперсии - по кри­терию Фишера. Также использовался факторный анализ по методу глав­ных компонент с вращением матрицы компонентных ве­сов методом VARIMAX. Обработка результатов и построение графиков проводилась с помощью программных пакетов Excel 7.0 и Statistica 5.0.

Результаты и их обсуждение. Психологическое тестирование показало, что у школь­ни­ков с эутиреозом повышенные значения ситуативной тревожности и эмоциональной на­пря­жен­ности по сравнению с контрольной группой, о чем позволяют судить более высокие по­казатели общей тревожности опросника Прихожан, показателя тревожности адаптированного для детского возраста теста Тейлор, фактора фрустрации (Q4) теста Кеттелла, а также данные тес­та Люшера, По показателям этого теста отмечается возрастание предпочитаемости красно-фио­летовых и фио­летово-зеленых пар, что выражается в росте значений вычисляемых на его ос­нове факторов напряжения и тревожности. Уровень личностной тревожности у школьников с эутиреозом по тесту Кеттелла был по­­вышен по срав­не­нию с кон­тролем (высокие значения факторов тревожности О и эмоцио­на­ль­­ной чув­ствитель­ности I и пониженные значения фактора эмоциональной устойчивости С). Среди школьников с эутиреозом представленность индивидов с высокой тревожностью дос­ти­­гала 96%. О возрастании тревожности у школьников с эутиреозом можно судить по на­пря­жен­но­с­ти показателей вегетативной регуляции, в частности, по изменениям локальной температуры щи­­то­видной. У детей с эутиреозом наблюдалось снижение t°абс по сравнению с контролем не­­­зависимо от пола и воз­раста (p<0.05) и возрастание tотн и tсимм во всех возрастных груп­пах, но в период пубертата у девочек снижалось tотн по сравнению с пре­пу­бертатом.

На возникновение напряженности в процессах вегетативного регулирования при эу­ти­реозе указывают изменения в кардио-респираторной системе школьников. Так, у них отмечено снижение ЧД возрастание ЧСС (p<0.05) по сравнению с контролем, меньшие (p<0.05) значения дисперсии R-R интервалов, но возрастание дисперсии ЧД. Показатели систолического и диастолического АД у них принимали большие значения по сравнению с контролем в препубертате и меньшие - в период позднего пубертата. Наибольшие из­ме­не­ния показателей ЧСС и дыхания у школьников с эутиреозом выявлялись в раннем пу­бер­­тате, вероятно за счет повышенной потребности организма в энергетических ресурсах в ус­ловиях ускорения темпов полового созревания (Жуковский М.А., 1995).

Применение функциональных проб позволяло выявлять более выраженные из­ме­не­ния по­ка­за­те­лей tабс, tотн, ЧСС при эутиреозе по сравнению с контролем и давало воз­мож­ность продемонстрировать значимую корреляцию выраженности ситуативных ко­м­по­нен­тов тревожности по данным психологических тестов и изменений вегетативных по­­ка­за­те­лей. Так, общий индекс тревожности по Прихожан положительно коррелирует с из­ме­не­ниями ЧСС, диастолического АД и tабс при замедлении дыхания (0.98), тре­вожность по Тей­лор отрицательно коррелирует с tабс (-0.86), и tсим (-0.86) и по­ло­жи­те­льно - с вы­ра­жен­ностью изменений ЧСС при замедлении дыхания (0.96), по­ка­за­те­ль тре­вожности по Лю­шеру - с tабс (0.98) и tотн (0.97). Уровень фру­страции (Q4) по­ло­жи­те­ль­но коррелирует с изменениями ЧСС и диастолического АД (0.95) при уча­­ще­нии дыхания, и отрицательно - с диастолическим АД при замедлении дыхательного рит­­ма (0.96).

На уровне центральной нервной системы возрастание проявлений тревожности у школьников с эутиреозом отражалось в показателях вызванных потенциалов. В частности, вы­яв­лено сходство их изменений с данными подростков с высокой тревожностью конт­ро­ль­­ной группы. Подобно этим подросткам, у школьников с эутиреозом также происходило уд­­линение латенций N1 и N2 (до 156.7 и 157.3 мс) и снижение амплитуды N1P2 (до 8.1 мс) и P2N2 (до 5.71 мс). Эти изменения могут отражать процессы гиперкомпенсаторного вы­­броса тиреоидных гормонов при интенсификации обмена в пубертатный период.

Выявлены различия показателей динамики и среднего уровня габитуации ВП у школьников с ЭУЩЖ по сравнению с контролем. Так, на 1-ой стадии у них часто вместо га­­битуации наблюдается сенситизация преимущественно в правом полушарии (коэ­ф­фи­ци­ен­ты для С3 и С4 - 0.04 и 0.07 - N1P2; -0.01 и 0.6 - P2N2), в то время как у контрольной груп­пы имеет место габитуация с большей выраженностью для более позднего ком­понента ВП (P2N2)(0.007 и -0.13 - N1P2; -0.042 и -0.05 - P2N2). У детей с эутиреозом отмечается также более низкий средний уровень габитуации (9.6 и 8.86 - N1P2; 8.7 и 8.31 - P2N2) по сравнению с контролем (10.3 и 11.7 - N1P2; 11.3 и 10.0 - P2N2). На 2-ой стадии габитуации у школьников с эутиреозом отмечается недостоверная габитуация в правом полушарии (и практическое ее отсутствие в левом полушарии, а по компоненту P2N2 - сенситизация. Ее средний уровень - также ниже у детей с эутиреозом. В целом коэффициенты регрессии, как на 1 так и на 2 стадии габитуации ниже в группе с эутиреозом по сравнению с контролем. Такие изменения указывают на существенные из­ме­­нения со­отношений в деятельности синхронизирующих и десинхронизирующих сис­тем го­­лов­ного мозга школьников с эутирозом по сравнению с тревожными подростками кон­т­ро­ль­ной группы (Вербицкий Е.В., 2002).

Заключение. Таким образом, возрастание тревожности при эутиреозе вызывает из­ме­не­ния вза­и­моотношений неспецифических регуляторных систем мозга и находит свое от­ра­жение в показателях сна, в организации которого эти системы играют ведущую роль. У шко­­ль­ни­ков с эутиреозом, как и у детей с высокой тревожностью контрольной группы, от­ме­чается увеличение ночного сна, времени засыпания и пробуждения по сравнению с под­ро­­­ст­ками с низкой тревожностью контролем, а также выявлена кор­реляция по­ка­за­те­лей си­туа­тив­ной и личностной тревожности с характеристиками сна: фрустрации Q4 со вре­ме­нем за­сы­пания и (0.85) и пробуждения (0.83), по­ка­зателя общей тревожности по При­хо­жан со вре­ме­нем засыпания (0.53) и про­буж­де­ния (0.59).

Материалы по теме:
разделы
Врачи
Клиники
Энциклопедии
Статьи
Новости
Материалы медицинских форумов
дополнительно
каталог медицинских учреждений
Аптеки
Больницы
Скорая медицинская помощь
Поликлиники
Диспансеры
Акушерство и Гинекология
Медицинские центры
Сервис онлайн записи к врачу