салон косметологии Эпил Сити
Популярные врачи

Материалы медицинских конференций

Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»

Анксиолитический и иммунопротективный эффекты ароматерапии

Невидимова Т.И., Семке В.Я., Васильев В.Н., Робенкова Т.В., Васильева А.П. НИИ психического здоровья Томского научного центра СО РАМН, Сибирский государственный медицинский университет, Медико-экологический центр «Дюна», Томск, Россия

Ранее нами апробирована ароматерапия как способ психо- и иммунокоррекции при нервно-психических заболеваниях и одновременно как методологический подход для изучения взаимодейс­твия обонятельной и иммунной систем (которые мы рассматриваем как сенсорные) у человека. Ароматерапия в комплексном лечении па­циентов с пограничными расстройствами и опийной наркоманией имеет благоприятные клини­ко-психологические и иммунологические последствия (1). Целью настоящего исследования явилось детальное тестирование системы иммунитета (слепым методом) у здоровых лиц, проходящих курс ароматерапии в строго стандартизованных условиях.

Обследовано 40 здоровых лиц (студентки колледжа 18-19 лет). Все параметры определялись дважды: до ароматерапии и после нее (с двухнедельным интервалом, в мае-июне, перед летней сессией. Непосредственно после первого обследования проводился курс ароматерапии (часовые ингаляции ежедневно в течение 5 дней). В помещении объемом 50 куб. м в течение 1 сеанса распылялось 3 капли масла с помощью ультразвукового аппарата «Эфа» (производства Медико-экологического центра «Дюна», Томск). Было сформировано 4 группы лиц по 9-11 человек: первая получала сеансы ароматерапии с использованием масла бергамота, вторая – лаванды, третья – сосны, четвертая не подвергалась ароматическому воздействию и служила контролем.

Иммунологическое тестирование включало определение субпопуляций лимфоцитов (с помощью моноклональных антител 6 специфичностей), иммуноглобулинов, иммунных комплексов, фагоцитоза, оксидантных систем нейтрофилов. Иммуноферментным методом определяли продукцию интерлейкина-1 (ИЛ-1) и фактора некроза опухолей (ФНО) в культуре клеток крови и уровень сывороточного кортизола. Психологическое тестирование проводили с ис­пользованием тестов Люшера, Cпилбергера-Ханина. Проводили долабораторную диагностику признаков иммунологической недостаточности, тестировали состояние здоровья по Апанасенко, определяли индекс Кердо.

Основным эффектом ароматерапии является анксиолитический: в условиях стресса тревожность не нарастает, а в части случаев снижается. Ароматерапевтическое воздействие предупреждает чрезмерное неблагоприятное повышение уровня иммунных комплексов. В общей группе лиц, прошедших курс ароматерапии, несколько снижается симпатикотония, уровень кортизола не меняется.

Анализ эффективности ароматерапии проводился с учетом тревожности обследованных лиц. Изначально высокотревожные лица по сравнению с низкотревожными характеризовались повышенным уровнем кортизола, но меньшим уровнем симпатикотонии по индексу Кердо. Кроме того, высокий уровень личностной тревоги, как правило, сочетался с клиническими признаками иммунологической недостаточности (обычно инфекционным или аллергическим синдромами, иногда на фоне хронических соматических заболеваний).

В виде тенденции высокотревожным лицам свойственны следующие иммунологические характеристики: сравнительно высокий уровень CD95+ лимфоцитов (маркеров апоптоза) и гуморального иммунитета (субпопуляции HLA-Dr+ лимфоцитов, иммуноглобулинов, иммунных комплексов) и некоторое снижение клеточной защиты (уровня CD3+ лимфоцитов, фагоцитоза) и продукции иммунокомпетентными клетками фактора некроза опухолей.

Приближение экзаменационной сессии вызвало рост тревожности, сопровождающийся у высокотревожных лиц нарастанием симпатикотонии на фоне истощения уровня кортизола и некоторого снижения уровня здоровья по Апанасенко. Ароматерапия позволила избежать серьезного повышения уровня тревожности и даже снизить его у высокотревожных лиц. На фоне ароматерапевтических сеансов симпатикотония снижалась, уровень здоровья не снижался, уровень кортизола не испытывал резких колебаний. Стрессирующая ситуация усугубляла иммунологические различия между группами: без сеансов ароматерапии нарастала активация гуморального звена иммунитета у всех обследованнных, проявляющаяся в повышении уровня иммунных комплексов, сохранялся низкий уровень клеток-супрессоров у высокотревожных лиц, заметно снизилась способность лимфоцитов продуцировать фактор некроза опухолей и интерлейкин-1. Ароматерапия отчасти предотвращала эти явления, по крайней мере, у низкотревожных лиц. Общим для всех применяемых масел являлось снижение тревожности у высокотревожных лиц с некоторым возрастанием тревожности у низкотревожных лиц. Эффекты ароматерапии имели ряд особенностей в зависимости от применяемого масла. Масло лаванды не вызывала колебаний симпатической регуляции сердечной деятельности, но заметно снижала уровень кортизола у высокотревожных лиц. Уровень здоровья несколько повышался. Изначально сниженное соотношение лимфоцитов и сегментоядерных лейкоцитов возрастало. Не наблюдалось типичных для стресса иммунологических изменений: угнетения клеточного звена с активацией гуморального звена за исключением повышения уровня иммунных комплексов у высокотревожных лиц и понижения уровня CD3+ лимфоцитов в группе низкотревожных лиц.

Сосновое масло влияло на регуляцию сердечной деятельности, смещая ее в сторону эйтонии или парасимпатической регуляции. Уровень кортизола существенно не изменялся, уровень здоровья несколько возрастал в группе низкотревожных лиц. Иммунологическая картина в целом похожа на таковую при использовании масла лаванды. Тонизирующий эффект масла бергамота существенно отличается от действия масел лаванды и сосны. Несмотря на снижение тревожности у высокотревожных лиц, у них нарастала симпатикотония. Кроме того, вне зависимости от тревожности, возрастал уровень кортизола и иммунных комплексов. Уровень CD3+ лимфоцитов оставался стабильно высоким, заметно увеличивалась дыхательная активность нейтрофилов.

Таким образом, даже краткий курс ароматерапии (в виде ингаляций с помощью прибора «Эфа») способен предупредить или смягчить стресс-индуцированные изменения – не только психологические, но и нейроиммунноэндокринные. Психологическое тестирование с последующей гормональной и иммунологической оценкой позволяет оптимизировать подбор масел для профилактических курсов ароматерапии (лаванду целесообразно применять в группах высокотревожных лиц, бергамот – низкотревожных). Однако, получение прочного эффекта (особенно иммунопротективного) предполагает использование более длительных курсов, высококачественных масел, а необходимость профилактической работы в больших учебно-производственных коллективах диктует необходимость составления научно обоснованных рецептур смесей масел. Проведенная работа позволила определить наиболее информативные клинико-лабораторные методы для тестирования нейроиммунного взаимодействия в условиях стимуляции обоняния (в их числе, помимо психологического исследования, определение уровня кортизола, вегетативного статуса и некоторых иммунологических показателей). Работа входит в цикл исследований, посвященных роли обоняния в стрессорном и отклоняющемся поведении человека.

Материалы по теме:
разделы
Врачи
Клиники
Энциклопедии
Статьи
Новости
Материалы медицинских форумов
дополнительно
каталог медицинских учреждений
Аптеки
Больницы
Скорая медицинская помощь
Поликлиники
Диспансеры
Акушерство и Гинекология
Медицинские центры
Сервис онлайн записи к врачу