салон косметологии Эпил Сити
Популярные врачи

Каськова Анна Викторовна

Эндокринолог, диабетолог, детский эндокринолог
Симонович Полина Аскольдовна

Эндокринолог, диабетолог, детский эндокринолог
Дерматолог, венеролог, миколог, косметолог, трихолог, детский дерматолог
Уланова Елена Викторовна

Эндокринолог, диабетолог, детский эндокринолог
Дерматолог, венеролог, миколог, косметолог, трихолог, детский дерматолог
Терапевт

Материалы медицинских конференций

Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / Материалы Международных чтений, посвященных 100-летию со дня рождения члена-коррес-пондента АН СССР, академика АН АрмССР Э.А.Асратяна.

Современные представления о механизмах двигательного обучения

М.Е.Иоффе. Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Москва, Россия

С начала 60-х гг. существенное место в сфере научных интересов Э.А.Асратяна занимала проблема инструментальных рефлексов как механизма организации целенаправленного поведения и формирования новых двигательных навыков. При анализе этой проблемы возникли его представления о местном условном состоянии, каузальных рефлексах и др.

В настоящее время проблема двигательного обучения привлекает широкое внимание в связи с обилием новых фактов о механизмах подкрепления, о пластичности центральных моторных структур и с новыми представлениями о роли разных структур мозга в разных видах обучения.

Развитие исследований нейрохимических механизмов обучения показало важную роль холинергических, дофаминергических и ряда других систем в этом процессе. Большую роль сыграло открытие роли дофамина в механизмах подкрепления. Это привело, с одной стороны, к значительной модификации классических представлений о драйве и его редукции как основе формирования и закрепления нового действия, а с другой – к изменению представлений о роли таких структур как нигро-стриарная система в механизмах принятия решения (выбора действия) и подкрепления.

Существенную роль в новых представлениях играет открытие пластичности центральных двигательных структур, в частности, моторной области коры. Если раньше моторная кора рассматривалась многими только как общий корковый выход, проецирующийся на мотонейроны по принципу «точка в точку» при выполнении специализированных движений дистальных отделов конечностей, то в последнее десятилетие появилось множество данных о пластичности моторной коры и и ее активном участии в процессе двигательного обучения. Обнаружена экспрессия fos-генов в моторной коре при формировании специализированных движений. Показано усиление внутрикорковых горизонтальных связей в слоях II-III в процессе обучения тонким движениям. Существенную роль при этом играет холинергический вход ко II-III слоям моторной коры. В настоящее время роль моторной коры в формировании новых движений, которая была показана в лаборатории Э.А.Асратяна, является общепризнанной.

Развитие нейросетевых моделей обучения, базирующихся на понятии «внутренняя модель» и вбирающих в себя основные достижения современной нейрофизиологии, привело к новым представлениям о роли разных мозговых структур в разных видах обучения. В докладе будут проанализированы эти представления и обсуждены их возможные ограничения.

Материалы по теме:
каталог медицинских учреждений
Аптеки
Больницы
Скорая медицинская помощь
Поликлиники
Диспансеры
Акушерство и Гинекология
Медицинские центры
Сервис онлайн записи к врачу