Главная / Новости / Июль 2011

28 Июля 2011

Старческая забывчивость является обратимой и может быть вылечена

Кратковременная память и поведение приматов регулируются нейронными цепями в префронтальной коре головного мозга, покрывающей передние отделы полушарий. При появлении некоторого явления или объекта, привлекающего внимание, специальные нейроны CUE (англ. "намек") сигнализируют о наличии нового материала для запоминания. Цепь нейронов DELAY (англ. "задержка") подхватывает этот сигнал и поддерживает некоторое время, в результате чего образ интересного или важного объекта или явления сохраняется в сознании. Считается, что кратковременная память становится первой жертвой ухудшения работы мозга в старости.

Американские биологи выяснили, что старческая забывчивость у людей является обратимой и может быть вылечена при помощи препаратов, блокирующих "затухание сигнала" в нервных цепях, ответственных за работу кратковременной памяти. Группа ученых под руководством Эми Арнстен (Amy Arnsten) из Йельского университета установила причины появления старческой забывчивости и открыла способы ее лечения. Биологи изучали, как изменяется скорость и продолжительность "отклика" в цепи нейронов "памяти" у макак-резусов в молодом, среднем и пожилом возрасте.

В рамках эксперимента обезьяну помещали в темное помещение. Через некоторое время в некоторой точке комнаты на секунду подсвечивался предмет, после чего свет выключался на 2,5 секунды. В том случае, если обезьяна запоминала положение предмета и смотрела в эту точку, авторы подкрепляли правильный ответ сладким вознаграждением. Ученые фиксировали то, как изменяется активность около 300 нейронов в участке коры, отвечающей за зрительную память, на каждом из этапов эксперимента. Оказалось, что активность нейронов типа DELAY и время существования образа в их цепи убывало с возрастом макак.

При этом электрическая активность нейронов в мозге пожилых приматов ненамного превышала фоновый "шум", что говорит о том, что старые макаки не только быстро забывали положение предмета, но и плохо представляли, где он на самом деле находится.

Как выяснили исследователи, "забывчивость" нейронов DELAY вызывается повышенной концентрацией сигнального вещества цАМФ (циклический аденозинмонофосфат). Это соединение воздействует на некоторые рецепторы нервных клеток и вынуждает их "сбрасывать" заряд, в результате чего передача мысленного образа прерывается. В молодости и в зрелом возрасте лишние молекулы цАМФ нейтрализуются специальными белками-ферментами, которых не хватает в организме пожилых приматов.

Ученым удалось понизить концентрацию цАМФ при помощи нескольких веществ, блокирующих его синтез и работу соответствующих рецепторов в клетках DELAY. В результате чего кратковременная память пожилых макак восстановилась до уровней, характерных для молодых обезьян.

Источник: ria.ru